Уголь, бензин, соль, цемент, автомобили и другие вещества в северные посёлки доставляются летом по рекам и по морю. Таким же способом туда могут проникнуть и путешественники. При движении «туда» надо обязательно узнать: 1) точку отправления, 2) сроки навигации, 3) регулярность судоходства, 4) время в пути.

Главное — найти порт отправления. Это, как правило, одна из точек пересечения речных и морских путей с железной дорогой или трассой (Мурманск, Архангельск, Ванино, Находка, Владивосток… — для посёлков побережья Сев.Ледовитого океана; Печора, Новосибирск, Красноярск, Усть-Кут, Якутск… — для движения на север по соответствующим рекам).

Возвращение домой из отдалённой местности проще: вы ищете любой теплоход на Большую Землю и стараетесь уплыть на нём. Тут уже, как правило, не выбираем.

Крупнейшие морские порты, даже на севере (Дудинка, Мурманск, Магадан…) навигабельны круглый год, другие только летом. С июля по сентябрь действуют практически все речные и морские порты.

Расписания грузовых рейсов не существует вообще. Есть некая средняя интенсивность движения. Так, из Магадана на Большую Землю (Владивосток, Находка, Ванино) идет 1-2-3 теплохода в неделю. Из Находки на Камчатку суда ходят раз в неделю, а в Певек — примерно раз в месяц. Из Мурманска в Дудинку ходит 1-2 теплохода в месяц, а на Хатангу (Таймыр) — 1-2 раза в год. Постарайтесь узнать регулярность судоходства заранее, чтобы не провести в порту долгие месяцы.

Скорость морских судов — 300—500 км в сутки. Речных, как правило, меньше; бывает 300, 200, 100 км в сутки и меньше.

Чтобы уплыть грузовым рейсом, необходимо: а) узнать о наличии теплохода, б) проникнуть в порт и на борт судна, в) договориться с капитаном, г) не заскучать на борту. Итак:

В каждом порту есть диспетчерская, в которой вам сообщат, куда в ближайшие дни пойдут суда. Здесь есть тонкость. Если теплоход ещё разгружается, иногда невозможно установить, куда он пойдёт затем: на Чукотку, во Владивосток или в Сан-Франциско.

Но если началась погрузка, — будьте уверены, что порт назначения уже определён. Поэтому нужно регулярно, даже несколько раз в день, наведываться в диспетчерскую, пока вам не укажут теплоход, идущий туда, куда вам нужно.

(На маленьких пристанях никаких диспетчерских нет, поэтому надо караулить суда ещё тщательнее, узнавая о времени их возможного появления у местных жителей.)

Погрузка и разгрузка — процессы, длящиеся от нескольких часов до нескольких дней. Не провороньте!

Как только такой теплоход найден, вам нужно проникнуть в сам порт. Многие порты находятся на пограничном режиме и охраняются. Тогда можно: а) уговорить охранника пропустить вас; б) найти дырку в заборе (в любом протяжённом заборе есть дырка), местонахождение дырки можно спросить у того же охранника или у рабочих порта; в) выписать пропуск в бюро пропусков. Есть и неохраняемые порты.

Пускать гидростопщиков или нет — решает, на внутрироссийских линиях, непосредственно капитан. На борту судна всегда есть вахтенный, но он ничего не решает. Будьте настойчивы и требуйте встречи с капитаном.

Перевозка людей на грузовых судах в пределах России не является чем-то запрещённым. Например, плавают (правда, за деньги) сопровождающие груз. От перевозки людей теплоход ничуть не страдает. Так, для судна с грузом 3000 тонн лишние 100 кг — сущий пустяк. А крупнейшие суда перевозят до 50 тысяч тонн — это в 600.000 раз превышает массу человека! Ясно, что перевозка дополнительного гидростопщика не должна стоить ни копейки.

Мы, пассажиры, имеем свойство питаться, поэтому с вас могут попросить некую сумму денег на ваше пропитание, или вы сами закупитесь некоторым большим количеством еды. Если денег мало, то предложите свои рабочие руки — ведь ваш неквалифицированный и бесплатный труд может прийтись очень кстати на судне!.. Итак, идите к капитану с внутренней уверенностью в своей правоте.

Единственная реальная причина отказа — перенаселение теплохода другими людьми. Здесь решающую роль играет не объём и не вес пассажиров, а количество спасательных средств. В дальнем морском плавании этот фактор — серьёзный ограничитель, в то же время, скажем, на барже это может не играть никакой роли.

Погрузившись на борт судна, возрадуйтесь. Хорошо, если есть работа, но она никогда не занимает всё время. Спите, читайте, пишите письма, отъедайтесь. И не забудьте вернуться домой до окончания навигации!

Мы с Андреем плыли из Иркутска в Хандыгу (более 600 км) шесть дней на попутной барже. Передвижение было бесплатным, но предварительно закупили еду. Единственное, что осложняло плавание — на барже плыл «Камаз» со 140 ящиками водки, и вся команда и иные пассажиры часто занимались пьянством.

Стараясь вернуться из Магадана домой, мы уплыли оттуда в порт Ванино на грузовом теплоходе. Поиск и ожидание теплохода длились 4 дня, ещё три дня мы плыли, ещё день простояли в бухте Ванино, ожидая, когда освободится причал. Перевозка была бесплатной, но за еду мы заплатили. Подробности — в книге «АвтоSTOPом по России».

С.Лекай и О.Смирнова 28 суток плыли на попутной барже из Кисангани в Киншасу (республика Конго-Заир). Схожее путешествие, но в обратном направлении, проделал в то же время московский путешественник Зинченко.

Зафиксированы случаи и «межконтинентального» гидростопа. Так, А.Воров (ПЛАС) и его спутник М.Дуткевич, завершая свою кругосветную автостопную экспедицию «Автоколумб», переплыли на грузовом теплоходе Атлантический океан, двигаясь из Буэнос-Айреса (Аргентина) в Европу в 1993 г. Плавание их длилось около двух недель. В 2002 году на банановозе из Эквадора в Питер приплыл другой автостопщик В.Шанин, также завершая свою кругосветку. А известный путешественник В.Несин, ходящий по миру босиком, использовал «международный гидростоп» даже несколько раз; например, ему удалось уплыть из Новой Зеландии в США.

К сожалению, возможности вольных международных плаваний плохо изучены. Есть мнение, паспорт моряка мог бы помочь в сём. Также говорят, что можно найти попутные яхты. В целом же, случаи межконтинентального переплыва в нашей практике так редки (считанные несколько случаев за последнее десятилетие) — не надейтесь на него. Ведь за время стоянки и погрузки судна нужно успеть получить согласие капитана судна, агента в порту и хозяина-судовладельца на другом конце мира; нужно и заранее иметь визу в страну назначения. Редко когда успеешь получить всё это и уговорить всех. Проще и быстрее заработать денег на авиабилет и улететь на обычном рейсовом самолёте, чем околачиваться в далёких портах в поисках международных, плохо берущих, пароходов.

Рейсовое пассажирское сообщение.

Есть в России и пассажирское водное сообщение по большим рекам и озёрам. Эти пассажирские суда, в отличие от грузовых, ходят регулярно, согласно расписанию. Но со времён СССР и до сих дней интенсивность движения водного транспорта и количество маршрутов из года в год равномерно снижается. Сейчас их уже почти не осталось. Только великие сибирские реки (Обь, Иртыш, Лена, Енисей, Ангара) сохранили пассажирские суда, но и их меньше с каждым годом.

Вольный путешественник, желающий уплыть на этих малочисленных судах, — может приобрести билет и поддержать увядующее речное сообщение. Если же с деньгами у вас худо, — смело заходите на судно и договаривайтесь с капитаном, объяснив свою путешественническую сущность. Можете показать «Дорожную грамоту», если она у вас есть. Капитан, скорее всего, не откажет.

Раньше были рейсовые океанские теплоходы, перевозившие людей, например из Владивостока в Петропавловск-Камчатский, но уже несколько лет, как все они отменены. Океанские пассажиры, недолго думая, перебрались на грузовые суда, заполоняя там своими телами не только свободные каюты и лазареты, но даже уже почти и туалеты. Большинство таких пассажиров платят некую мзду капитану, но вольный путешественник может, договорившись, проехать и без неё. Впрочем, обычно на судне имеется питание, так что можно заплатить (это недорого) или попроситься выполнить какие-то работы.

Пассажирских международных теплоходов через океаны и моря мира НЕТ. В Америку, Бразилию, Индию или на Таити уплыть на рейсовом пассажирском пароходе нельзя. Остались только редкие круизные лайнеры для буржуев (но проезд в них стоит дороже авиабилета, а процесс вписки не изучался).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>